Интерактивный портал

министерства труда и социальной защиты

населения Новгородской области

Войти через госуслуги

25 лет системе социальной защиты населения Новгородской области

Экскурс в историю
День социального работника, как профессиональный праздник учредил указом № 1796 В.В. Путин  27 октября 2000 года. Выбор даты 8 июня был напрямую связан с историей социальной работы в России. Именно в этот день, почти за 300 лет до Владимира Путина, 8 июня 1701 года Петр Первый  издал царский Указ № 1856 «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Согласно указу царя, «для десяти человек больных — в богадельне должен быть один здоровый, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил»…
Дате предшествовало появление  в реестре профессий категорий «социальный работник».  Социальная работа как профессия появилась в России 23 апреля 1991 года, когда в соответствии с решением № 92 Государственного комитета по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились новые специальности — социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе.
Целью социальной работы как профессиональной деятельности является : с одной стороны - удовлетворение интересов клиента, человека, который не способен без посторонней помощи решать а свои проблемы,  а с другой стороны — поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы — в нахождение компромисса между этими двумя целями.
Однако, конечно, и  до 1991 года социальная работа в обществе велась  и имела многовековую историю (начиная с языческих времен). И, наверное, не будет преувеличением утверждать, что элементы социальной защиты, и являются признаками (критериями) гражданского общества. Уровень цивилизованности общества прямо пропорционален отношению социума к старикам и детям.
Развитие социального обеспечения в Новгородском крае.
Образование учреждений общественного призрения в Новгородской губернии ведет свое начало с 1775 года, когда был основан Новгородский Приказ общественного призрения, на правах палаты по делам здравоохранения, просвещения, казенной благотворительности и надзора за работниками и смирительными делами. Упразднен в 1865 году по реформе 1864 года, а его функции перешли Комитетам Всероссийского земского и городского Союза помощи больным и раненым войнам Новгородской губернии. Существовали они до 1917 года: Губернский комитет, городские комитеты: Боровичский, Новгородский и Крестецкий уездный комитеты.
         Дальнейшее развитие система социальной защиты получила с образованием в 1918 году Народного комиссариата социального обеспечения РСФСР (до 17 мая 1918 года назывался Наркоматом государственного призрения). 9 марта 1918 года в структуре Новгородского губ исполкома был образован губернский отдел социального обеспечения для заведования делами обеспечения нетрудоспособных граждан, обучения инвалидов ремеслам и их трудоустройство через уездные органы. В 1920 году был временно слит с губернским отделом труда, и хоть к концу 1920 года вновь получил самостоятельность, но, как мы видим, и 100 лет назад люди приходили к мысли, что труд и занятость являются основной формой социальной защиты.
        
В период советской истории нашего государства роль социальной защитника граждан выполняли «Собесы» - учреждения социального обеспечения.  Отдел социального обеспечения Новгородского облисполкома образован в 1944 году одновременно с образованием Новгородской области в составе РСФСР. 19 декабря 1991 года он был преобразован в комитет по социальным вопросам Администрации Новгородской области. Итак, В 1991 году, когда страна пришла к  необходимости реформирования социальной системы, функции Собеса разделили между собой Пенсионный Фонд и Комитет социальной защиты.  Так 25 лет назад, началась история  сегодняшнего департамента труда и социальной защиты населения Новгородской области.  Начиналась она в том же здании, где и сегодня, на Великой, 8. Первым руководителем, тогда еще комитета лишь «социальной защиты» стал Александр Владимирович Дубоносов, который проработал в этой должности почти 16 лет – до лета 2007 года. Странно звучит, но в первые годы под ведомством комитета находилось лишь 9 учреждений,  а социальная поддержка осуществлялась порой в натуральном виде. Впрочем, тогда и зарплату на некоторых предприятиях выдавали товарами народного потребления…  В 1993 году в регионе зародилось движение «Рождественский марафон», ездил по области автопоезд «Милосердие»… Доля населения с доходами ниже региональной величины прожиточного минимума  своего максимума достигала в 2000 году и доходила до 34 %. (для сравнения сейчас – 14%)
В 2001 году комитет принял на свои плечи весьма родственную к соцзащите сферу труда и занятости – создался одноименный отдел.
В 2007 году на смену А.В. Дубоносову заступила Наталья Петровна Архипова, опытный соцработник, которая в должности руководителя комитета поработала до 2010 года.  В качестве руководителя ей пришлось пережить тоже непростую  эпоху, запомнившуюся, например, монетизацией льгот по ЖКХ. В областное подчинение были приняты все учреждения соцобслуживания, появился Центр субсидий (предоставления социальных выплат).  Впрочем, социальная работа не была и не могла быть ни легкой, ни простой ни в одни времена. При этом, средства областного бюджета, направляемые на социальную защиту населения в те годы динамично росли. Резко выросло количество  инвалидов, получивших от государства автомобили, повышался размер субсидий на оплату ЖКХ…
В апреле 2010 году у амбразуры соцзащиты встал Александр Захарович Дряницын, руководивший до 2013 года. При нем произошло переименование комитета социальной защиты в департамент. Количество учреждений социального обслуживания поднялось до 82. Появился региональный капитал «Семья», начала реализовываться программа «Доступная среда». Заработали Мобильные бригады, служба сиделок. Социальную помощь стали оказывать на основе технологии социального контракта. Укреплялась материально-техническая база учреждений. Например, был построен спальный корпус на 100 мест в Юрьево, отделение Психоневрологического Интерната в Тесово-Нетыльский на 65 мест.
Затем был период руководства Александра Александровича Алисиевича, характеризующийся окончательным слиянием в рамках департамента линий Труда и Соцзащиты. Количество подведомственных учреждений достигло рекордной отметки (102 в 2014 году), но одновременно и началась оптимизация областной сети учреждений социального обслуживания.  Важно было, чтобы при этом объемы  и качество социальных услуг, предоставляемых  почти 1/3 населения нашей области не пострадали. Продолжались инновации – создали систему социального сопровождения, службу профилактики отказов от новорожденных, положено начало создания служб примирения начался переход к адресному компенсационному механизму мер региональной социальной поддержки. Из совсем нового – пришлось заниматься обустройством и трудоустройством на нашей земле
И в 2015-м в департамент возглавил Николай Николаевич Ренкас, которому выпало продолжить работу по всем фронтам, векторам и направлениям социальной  политики, держать достигнутый уровень социальной зашиты всех слоев населения области, обеспечивать введение новых мер социальной поддержки, заниматься организацией комплексных мер безопасности учреждений социального обслуживания.

Департамент рос по мере того, как в стране планомерно развивалась система соцзащиты. Выделялись новые направления. Если в начале 90-х годов социальная работа была сосредоточена в большей степени на организации обслуживания престарелых и инвалидов в государственных домах-интернатах,  то сегодня ничуть не меньшее внимание уделяется работе по социальному обслуживанию семей с детьми, реабилитационной работе с ин­валидами, развитию нестационарного и полустаци­онарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, выплатам пособий, компенсаций, субсидий и предоставление льгот различным категориям населения.
При сложной демографической ситуации как в области, так и в целом в стра­не, с помощью социальной защиты невозможно полностью решить проблемы благо­состояния, качества жизни населения, но сгладить кричащие противоречия во имя общественного согласия разных слоев населения, создать незащищенным категориям социально-приемлемый уровень - достижимая цель.


Как менялись функции соцработника
«Стоглавый собор предложил устроить богадельные избы, где «здравые строи и бабы стряпчие» должны были ухаживать за немощными и больными. В Москве к 1600 году действовали три богадельни – Убогих, или Божьих, дома. Один из них располагался на Тверской и предназначался для мирян, другой – напротив Пушечного двора – для инокинь, третий - на Кулишках – для нищих старцев» (из книги Т.С. Георгиевой «Русская культура и православие»).
Из приведенного отрывка видно, что профессия – социальный работник, как бы она не называлась, появилась на Руси давно. У русских в крови – жалеть сирых и убогих. А людей, которые служат этому богоугодному делу верой и правдой, можно без преувеличения назвать святыми.
 
Как видоизменялась суть деятельности новгородского социального работника в течении этих 25 лет? В соответствии с требованиями времени. Четверть века назад не было еще ни мобильной связи, ни интернета, ни пластиковых карт, и еще множества всего. Современное общество стало более мобильным, более информационно-обеспеченным, более технически-подкованным,  но при этом, как ни странно люди в обществе стали более изолированными друг от друга, и…  больные или одинокие старики, или попавшие в трудную жизненную ситуацию детям нуждаются в человеческом участии, помощи еще сильнее, чем в  предыдущие времена. Социальный работник сегодня  - не просто бытовой помощник, а помощник всесторонний.
20-25 лет назад социального работника характеризовали как доброго, милосердного, чуткого, внимательного человека, и этим его характеристика ограничивалась. Тогда в его функцию входило: принести продукты, купить лекарства, оплатить коммунальные услуги, разогреть обед, сказать несколько добрых слов пожилому человеку или инвалиду. На том этапе этого было достаточно, потому что серьезные социально-экономические проблемы, которые были у нас в стране, ставили только задачу помочь выжить человеку в этих условиях. А теперь этого стало недостаточно. С изменением ситуации в стране стали меняться цели и задачи социальной работы. От того уровня, чтобы просто помочь человеку выжить, мы теперь перешли к тому, чтобы помочь ему комфортно жить в обществе. Сейчас задача социального работника — помочь человеку раскрыть его внутренние ресурсы, найти жизненные силы для того, чтобы сохранять активность и чувствовать себя востребованным в обществе. Получается,  что за эти 20 лет требования к соцработнику резко возросли. Теперь Он должен обладать глубокими знаниями в психологии, в педагогике. Должен уметь мониторить ситуацию, а значит, нужны и определенные знания по социологии. Должен помогать рассчитывать семейный бюджет, а значит, нужны и экономические знания.         И, конечно, знать все необходимые законы, стандарты и нормативы. Описывая такой уровень знаний, мы ставим вопрос: а есть ли у нас сегодня реально такие социальный работник? И еще несколько лет назад мы бы, наверное, сомневалась в ответе на него, но сегодня с уверенностью говорим: да,  такой тип работника сформировался. Хотя конечно, быть соцработником попросту говоря трудно. Миссия эта благородная, но не всегда благодарная.
Сегодня социальная защита населения области – многофункциональная, самостоятельная и востребованная в обществе отрасль. В ней происходят качественные преобразования, совершенствуются формы и методы обслуживания, внедряются новые технологии, открываются новые учреждения социального обслуживания. Реализуются целевые социально-ориентированные программы, адресованные пожилым гражданам, инвалидам, обеспечивающие поддержку материнства и детства, - такие слова сохранил нам история по случаю 20-летия соцзащиты, но и сегодня под ними невозможно не подписаться.